«Ты утратил надежду на бессмертие, какая разница, сколько тебе осталось - несколько часов или несколько лет». Всё равно. Серая кожа, дрожащие руки и пот появились только от одних мыслей об этом. «Теперь мня ничто не привлекало, ничто не нарушало моего спокойствия. Но это было ужасное спокойствие, и виной тому было мое тело: глаза мои видели, уши слышали, но это был не я - тело мое одиноко дрожало и обливалось потом, я больше не узнавал его». Но это лишь остановка. А через несколько часов стена. 8 нацеленных стволов ружей. Один или несколько залпов и всё. Жизни больше нет. Но впереди эти бесконечные и мимолетные несколько часов. Можно буйствовать, кричать и требовать от небес продления жизни... или просто сидеть и попытаться понять. Но не спать. Дорога каждая минута - надо успеть понять, схватить ту главную суть. То, что так вечно ускользало те годы, что жил до этого... И не остается близких людей. Совсем. Ты уже сам себе не близкий человек, про остальных вообще можно молчать. А часики тикают. А на рассвете к стенке.
Уже светает... На плацу начались шаги. Двоих вывели из камеры. Остался один.
Нет ни слез, ни криков. Т.к. слезы и крики - это жалость. Жалость к себе. А чего себя жалеть, если через час тебя не будет? Но слышны первые залпы... «Хотелось выть и рвать на себе волосы. Но я стиснул зубы и сунул руки в карманы: надо держаться».
Но тут забавные людишки, не познавшие этого страха в глазах решили поиграть...
Ещё час ожидания и вопросы, вопросы... думают, что что-то ещё значит... хех... и молчание не потому, что остались какие-то привязанности и чувство долго. Человек умер уже до расстрела. И всё умерло в нём... И остались только отвлеченные мысли... и чувство юмора... глупые шутки летят с уст большим потоком. Т.к. они - эти зверушки оказываются такими смешными. И они поняли, что его так не взять... ну тогда пусть дальше в камере болтается. Теперь испытание неизвестностью...
Но на несколько часов назад. В камеру. Там, где разворачивается самый главный процесс в жизни человека - примирение со своей смертью. Кто тот человек, что был до и кто тот человек, что вышел после. И самое главное - кто тот, что в камере. Адский предбанник. Не так страшна смерть, как её ожидание.
Человек «до» - обычная зверушка. Обычное желание жить. Любимая женщина, друзья, враги, родная страна.
Человек «после» - сломан. Но человек. И наверное опять будут друзья. И женщина. И много другое. Если успеет до смерти. Но он будет хотеть жить. Он может улыбаться и искренне смеяться.
Человек во время. Человек ли? Сверхчеловек ли по Ницше? Он переживает то, что он НЕТ НИЧЕГО. Бесконечную пустоту вселенной. Макрокосма. И понимает, что микрокосм так же пуст. Пара-тройка кусков чего-то мелкого болтается и всё. ПУСТОТА. А пустота и одиночество - самые большие страхи человечества. Каждый хочет прижаться к теплому плечу (но это отдельный разговор). И всё. Человек стерт перед пустотой. Не осталось личной истории - она слишком ничтожна перед смертью. Остались только мысли. Осталась только обволакивающая ночь и пустота. Которая одновременно и тотальная свобода. Когда человек понимает, что у него нет НИЧЕГО, а точнее у него есть НИЧЕГО, то он абсолютно свободен. Ото всего. Вот получается такой идеально свободный человек. Только немного мыслей осталось в голове. Он свободен от истории. От голода и сна (ну какой голод и сон в таком состоянии?). Правда, красиво? Свободнее на десяток часов, чтоб получить урок и умереть, не рассказав ничего никому. Или не умереть и постараться не забыть.
P.S. Навеяно рассказом Ж.П.Сартра «Стена». Текст в кавычках - прямые цитаты.
Current music: Team Sleep - Elizabeth [ Team Sleep ' 2005 ]